Анализ отношений между архитектурой и строительством, а также между художеством, искусством и архитектурой
Архитектура и строительство
Из лингвистического анализа архитектуры и строительства следует, что по сути это одно и то же, только первое — на греко-латинском языке, а второе — на чисто русском. На это указывает и градостроительст
Было бы ошибкой думать, что замыслы у проектировщиков всегда запредельные, всегда неосуществимые, и если бы исполнители их не ограничивали, то они бы такую архитектуру сочинили… На самом деле проектировщики предусматривают в своих замыслах только то, что может быть построено в определённом месте и в определённое время. То есть их замыслы всегда ограничены теми обстоятельствами
В силу того, что проектировщики противопоставляю
На первый взгляд так и должно быть. Кто-то же должен создавать архитектуру. И кто-то же должен нести за неё ответственность. Но отвечать за архитектуру может только тот, кто её на самом деле создаёт. В Древнем Египте, в Греции, в Риме, на Руси архитектор или зодчий не только замышлял будущее сооружение, но и руководил строительством. Да что там древний мир! Каталонец Антонио Гауди тоже сам строил свои великолепные здания в Барселоне. А современный российский архитектор на самом деле не создаёт архитектуру. Он навязывает архитектуре то, что ей не свойственно. Прежде всего, это — художественность
По мнению главного архитектора проекта Нодара Канчели, оболочка из монолитного бетона аквапарка «Трансвааль» в Москве рухнула потому, что была взорвана одна из колонн, поддерживавших оболочку. Открываем книгу «Оболочки» и на первой же странице читаем, что для обеспечения устойчивости оболочки она должна быть симметричной и опираться на свой собственный фундамент. Ни того, ни другого не было в обрушившейся оболочке Канчели.
По данным Лаборатории аварийности зданий ЦНИИЭП жилища, в СССР в среднем за год обрушалось 7 многоэтажных крупнопанельных жилых домов. Обрушения обычно происходили весной, при оттаивании домов, которые возводились в зимнее время. Обычно эти дома ещё не были заселены, поэтому обходилось без жертв. Но виноватыми всегда признавались нерадивые строители, хотя на самом деле причиной обрушений всегда была и остаётся технология возведения крупнопанельных домов. Монолитные дома не падают из-за оттаивания. И крупнопанельные дома не падают, если их возводят летом. Но как не возводить дома зимой? Что делать зимой с заводами КПД? Не закрывать же их.
В своё время Советский Союз подарил братской Венгрии 8 заводов крупнопанельного домостроения. Девятый завод КПД был куплен в Швеции. Венгры тоже пытались решить свою жилищную проблему крупнопанельно. Но перестройка в этой стране началась на десять лет раньше, чем в СССР, т.е. в 1975 году. И через десять лет, т.е. в 1985 году, в Венгрии уже не было крупнопанельного домостроении и в помине. В России же оно не только остаётся, но и реконструируется
Всё выше сказанное об отношениях между строителями и архитекторами может показаться лишь необоснованными нападками на архитекторов, противоречащими существующему положению в строительной отрасли, а потому антинаучными. Но это не нападки. У соискателя архитектурное образование не только отечественное, но и заграничное, потому что начинал он учиться в Одесском инженерно-строит
Отношение соискателя к западной архитектуре не есть преклонение. Это отношение тоже критическое. Например, студенты Будапештского технического университета Архитектурного факультета считают главным предметом для подготовки архитекторов строительные конструкции. Отечественные студенты-архитек
Пока мы называем архитектуру архитектурой, мы не чувствуем, что это такое. И это отсутствие чувств позволяет нам думать об архитектуре всё, что заблагорассудитс
Художество и искусство
Художество и искусство относятся друг к другу не как часть к целому, как обычно думают, а как подросток к взрослому. Создатель эстетики немец Баумгартен понимал искусство как способ чувственного познания. Но точно так же Карл Маркс понимал науку, хотя диссертацию он защищал именно по эстетике. Как раз поэтому он отказался писать статью по эстетике в Энциклопедию США, хотя это и престижно, и хорошо оплачивается. Нуждающемуся Марксу это было бы как нельзя кстати. И, тем не менее, он отказался.
Как известно, Карл Маркс считал себя учеником Гегеля, а учение Гегеля В.И.Ленин называл наукой о развитии. И хотя Маркс воспринял от Гегеля далеко не всё, развитие как признак естественных процессов он воспринял. К сожалению, современная наука не воспринимает науку о развитии Гегеля. Как известно, современная наука основывается на математике. В своё время Эммануил Кант заметил, что без математики нет современной науки. А в основе математики – формальная логика, в которой развития нет и в помине. Поэтому и в математике нет понятия «развитие». В прочих науках это слово встречается, но не как самостоятельное научное понятие, а как синоним роста, увеличения, распространения, усложнения, изменения (3). Отсюда – непонимание того, о чём писали Гегель, Маркс и Энгельс.
Например, есть у Маркса и Энгельса такое понятие: формы общественного сознания. Современные мыслители понимают форму как разновидность. Эту же логику мы обнаруживаем в понятии синкретического искусства, имеющемся в художественном искусствоведении
То же самое можно показать более зрелищно на примере человека. Мальчик – это форма мужчины. Естественно, незрелая форма. А девочка – это форма незрелой женщины. И религия, по Фрейду, – это младенческое отношение человека к своему отцу, хотя, конечно же, не только к отцу. Художество – это отроческое или подростковое общественное отношение. Философия – юношеское, а наука – взрослое или зрелое общественное отношение. То есть это — не разные грани. Это — разные уровни. Таким образом, и с этой точки зрения художественные решения в архитектуре далеки от совершенства, хотя и полны детской непосредственнос
В своё время Карл Маркс, отвечая на вопросы своей дочери, скал, что он – человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Не чужды ему были и человеческие ошибки. В частности, говоря о формах общественного сознания, он на самом деле говорил не о сознании. И сейчас мы в этом убедимся.
«Сознание» — от знаний, а знания – от познаний. Но сегодня ещё нет познания, потому что для познания нужен метод познания, а его нет ни в религии, ни в художестве, ни в философии, ни в науке. Этот метод частично был у Гегеля, но и то, что у него было, даже лучшими его учениками, Марксом и Энгельсом, было взято лишь частично. Остальное названо идеологической шелухой. Поэтому то, с помощью чего человек воспринимает мир, не есть сознание. Это есть совесть. С помощью совести человек воспринимает вести. Или, на латыни, информацию. Таким образом, религия – это форма совести, а не сознания. Отсюда – и свобода совести. Но не только религиозной. Художественной, философской и научной совести тоже.
Вторая ошибка Маркса (но только ли его?) – это научная форма общественного сознания. Даже просто наука. Карл Маркс считал себя учёным-социолого
Философия – тоже искусствоведение
Художество – это, несомненно и бесспорно, искусство. Только художественное. А религия – это священное искусство.
Таким образом, формы общественного сознания – это, на самом деле, формы совести или уровни искусствоведения
Фридрих Энгельс в «Диалектике Природы» писал, что помимо четырёх форм общественного сознания есть ещё и пять форм движения материи. Это механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Здесь Энгельс тоже ошибся. Социальная форма движения материи и есть совесть, у которой – свои четыре формы. Но если вспомнить историю, т.е. развитие человечества во времени, то нельзя не заметить, что механика как искусство возникла одновременно с религией, а физика – одновременно с художеством, химия возникла во времена расцвета философии, а биология сегодня развивается вместе с «наукой». Таким образом, четырём формам совести соответствуют четыре формы движения материи. И это естественно, если совесть человека не заводит его туда, где и Макар телят не пас. То есть если человек не ошибается.
Таким образом, увлечение архитекторов художественной образностью в архитектуре указывает на их незрелость как архитекторов. Архитектура – это бесспорно искусство. Но не художественное, и не философское. Архитектура – это, по-русски, Строительное искусство. И по-венгерски, кстати, тоже.
Возникает вопрос: а как же тогда при такой ущербной подготовке и таком ошибочном подходе к архитектуре отечественным архитекторам тем не менее удаётся создавать архитектуру на мировом уровне?
На этот вопрос – сразу два ответа. Во-первых, мировым уровнем у нас сегодня и не пахнет. У нас просто плохая осведомлённость. И не только потому, что архитекторов не посылают в загранкомандиров
Выводы по главе 3.
1. Противоречия между архитектурой и строительством надуманные, поскольку «архитектура» – это буквально по-русски «строительство». Противоречия есть между проектировщиками и подрядчиками, и они основываются на различии подготовки тех и других. И те, и другие думают о разном. Проектировщики думают о художественной образности, а подрядчики – о конструкциях и технологии.
2. Художественный подход к архитектуре – это атавизм. Иначе говоря, пережиток. Этот подход был уместен и своевременен в эпохи Возрождения и Просвещения, когда выше художников по уровню умственного развития ещё никого не было. Но вчера уже были философы со своими революциями и перестройками, а сегодня уже есть учёные со своими высокими технологиями.
3. Архитектура – это, безусловно, искусство. Но, во-первых, не пространственное
4. Заблуждения архитекторов коренятся в их подготовке, а подготовка архитекторов строится на архитектурной науке. В свою очередь архитектурная наука есть неотъемлемая часть отечественной науки, и ей свойственно всё то, что свойственно всей науке. Таким образом, заблуждения архитекторов носят общенаучный характер. Основные общенаучные заблуждения – это толкование знаний как упорядоченных и систематизирован