Жилые дома и коттеджи
Есть очень распространённое даже среди профессиональных архитекторов и строителей заблуждение. Мол, дом — это родные стены. И когда заходит речь о строительстве одноквартирного жилого дома, разговор начинается с этих самых родных стен. Вот их можно сделать из самана, т.е. из глины с соломой, снаружи облицевать кирпичом, изнутри отделать сухой штукатуркой из гипсокартона, и лучшего дома для условий России не найти. И зимой тёплый, и летом прохладный. И не сгорит, и не уплывёт. И плесень его не покроет, и древоточец не сточит. Кирпичный дом тоже хорош, но подороже будет. А какое удовольствие жить в деревянном доме из оцилиндрованных брёвен или из строганого бруса! Если их правильно обработать разными пропитками, то они и не сгорят, и не сгниют, и не заплесневеют, и насекомых отпугнут. А поскольку дерево легче кирпича и самана, то и фундамент под дом нужен попроще.
И всё это — стены, стены, родные стены. Между тем родные стены — это крепость. Дом — это крыша над головой. Но о ней в самом начале разговоров о доме мало кто думает. А ведь что толку от капитальных стен, если крыша худая? И дождём насквозь промочит, и огнём весь дом до тла выжжет вместе с нажитым имуществом, которое иной раз дороже дома. Но хорошая крыша — не фунт изюма. Это та ещё головная боль. И стоит недёшево. Однако даже самая хорошая крыша — это как шляпа на голом теле. Ну, да, прикрывает и от солнца, и от осадков. Но она чужеродная. Дунет ветер посильнее, и ищи-свищи эту крышу у соседей. А какими крышами укрывают кирпичные дома? Правильно, разными. И черепичными, и металлическими, и мягкими. Правда, это кровли, т.е. верхние слои крыш. А нижние их слои, точнее, внутренние — это деревянные стропила и обрешётка, если не настил. Потому и чужеродные.
Что мы предлагаем? Спасибо за вопрос. Но мы не предлагаем. Мы проектируем и строим жилые дома без стен. Ну, зачем, спрашивается, стены, если дом — это крыша? Вы спросите, что это за дом без стен? И мы предложим вспомнить о шалаше. Чем не дом? И ни одной стены. Только крыша.
Да, с милым рай и в шалаше, если милый — атташе, но шалаш — это, скажем так, временное жилище. Даже кратковременное. А хочется ведь чего-нибудь основательного, прочного, уютного и хотя бы вечного, если не долговечного. И всё это — быстро, дёшево и сердито. В смысле, от всего сердца. Вы будете смеяться, но такие крыши над головами стоят уже аж с конца 60-х годов прошлого, ХХ столетия. Ну, да, в Западной Европе, но стоят! И стоят за милую душу до сих пор. Долговечными оказались. А у нас в России они стоят с 70-х годов того же века. Не встречались с ними? Оно и понятно. Россия большая, а за 70-е годы много такого построить было нельзя. Не та была государственная жилищная политика. А потом её и совсем не стало. Потом началась частная жилищная политика, а что у нас частные застройщики понимают в строительстве жилья? В нём и профессиональные строители думают, что всё дело в стенах. Вот и строят многоэтажные жилые дома, где крыша только на самом верху и её там не видно. Особенно если плоская крыша. От чего голове-то болеть? Не от крыши же.
Да, но и просто крыша — это головная боль. У неё ведь скаты. Слишком близко подойдёшь — и сразу головная боль. Но это если крыша с черепичной кровлей или с металлочерепицей и всё с теми же деревянными стропилами. А деревянные стропила — это же деревня! Сколько же можно прозябать в деревне? На дворе уже XXI век. Содержание современного дома чуть ли не сплошь электронное, а формы по прежнему угловатые и грубоватые. Не пора ли их привести в соответствие с содержанием?
Давно пора, но традиции тормозят. Да и консерваторы забодали. Зато всё готово к перестройке в строительстве не только теоретически, т.е. научно, но и практически, т.е. на деле. Есть и оборудование, и материалы, и строители, и способы возведения, и научное обоснование. С проектировщиками , правда, задержка, но какие заказчики, такие и проектировщики. Ну, просто очень отсталые и те, и другие. В них и загвоздка. Вы спросите, что делать? Учить и тех, и других. Что мы и делаем.
Выше было сказано, что угловатые формы достали. Берём форму без углов. Что это за форма? Правильно, шар. У греческого философа Платона было пять идеальных тел, и шар — одно из них. Так думал Платон. На самом же деле идеальное тело — одно. Это — шар. Остальные тела Платона — это более или менее угловатые шары. Хуже того, цилиндр — это вытянутый в одном направлении шар. Куб — это приплюснутый с шести сторон шар. А ваятели из глиняного шара могут вылепить даже самое сложное и вместе с тем самое прекрасное, что есть на свете для мужчины, — это женскую фигуру. Таким образом, шар таит в себе всё разнообразие форм. При этом сам — простой, проще некуда. Всего два измерения: ширина, или как греки говорят, диаметр, и длина окружности или обхват. Отношение длины к ширине равно числу Пи. И всё. Остальные формы сложнее. Но чем сложнее форма, тем она дальше от шара и тем больше усилий надо приложить ваятелю для её изготовления по сравнению с изготовлением шара, который скатать под силу и младенцу. Вот именно здесь и вся экономика строительного производства. Но образование форм путём деформации шара — это лишь один способ формообразования . Есть и другой. Всё та же женская фигура, о которой упоминалось выше, на самом деле получается не из одного шара путём изменения его формы, а из множества шариков, неверно именуемых клетками. Да и все прочие тела состоят из атомов, которые тоже имеют вид шарика. Так что как бы строители ни старались, а построит дом без шаров им не удастся. Да и зачем? Значительно проще, быстрее и дешевле строить шарообразные дома. Конечно, если знаешь, как это делается. А делается это настолько просто, что этот способ формообразования был освоен людьми ещё в каменном веке. Правда, так делали не дома, а ёмкости для воды и зерна. И делали вот как.
Сначала плели корзину из ивовых прутьев. Она лёгкая и удобная, но лишь для грибов и рыбы. Вода в ней не задерживается, да и зерно просыпается. Но если обмазать корзину из ивовых прутьев с обеих сторон глиной, то получится отличная казна. Так раньше назывались банки: казна. Да и корзина тоже. Вот раньше в казне или корзине и хранили вклады. С тех пор кое-что изменилось. Теперь прутья не ивовые, а стальные, и покрываются они не глиной, а бетоном. И изготавливают так не только ёмкости, но и помещения.
Кто что-то понимает в строительстве, тому известно, что бетон хоть и прочный материал, но холодный. А это значит, что при возведении жилых помещений его надо утеплять. Делается это тоже несложно. На корзину из стальных прутьев сначала снаружи укладывается слой утеплителя нужной толщины. Затем на слой утеплителя укладывается сетка из стальных прутьев, а потом по утеплителю с двух сторон наносится цементно-песчаный раствор необходимой по расчёту прочности. В итоге получается трёхслойная криволинейная оболочка. Это может быть оболочка и шара, и цилиндра, и гиперболоида. Здесь всё зависит от того, что нужно заказчику. Если ему нужен гараж, мы ему строим оболочку в виде лежачего полу-цилиндра. Если ему нужна сауна, мы ему возводим полусферу. А если ему нужен двухэтажный дом с большой гостиной, кухней, столовой, рабочим кабинетом, несколькими спальными комнатами, туалетами и ванными, мы собираем всё это из соответствующего количеству этих помещений количества сферических оболочек. В итоге получаем образование, похожее на кучку мыльных пузырей разных размеров.
Кстати, если взять пузыри одинаковых размеров, то получится строение с помещениями в виде пчелиных сот. Кто не знает, пчёлы не умеют строить шестигранные соты. Они умеют строить лишь круглые ёмкости для мёда. Но строят они эти ёмкости вплотную друг к другу из воска, а он мягкий, поэтому круглые ёмкости давят друг на друга и превращаются в гранёные соты. А умные строители предусматривают эти грани ещё на стадии проектирования. В том числе они учитывают и то, что полы в помещениях различного назначения должны быть плоскими, а вот потолки могут быть и сводчатыми.
Любителей древней архитектуры бетон пугает. Ну, да, он капитальный, т.е. долговечный материал, но не дышит. И холодный. А вот дерево…
А дерево требует обработки. И когда оно пропитано и покрашено, то это уже не дерево. Это уже краска, которой можно покрасить и бетон. Но бетон можно и облицевать тем же деревом. Тонким слоем. Или покрыть слоем гипса. Он тёплый. Но из бетона можно делать не только оболочки, но и выступы, завалинки, скамьи, столы, ниши, шкафы, винтовые лестницы с витыми перилами, прочую лепнину. Для всего этого нужны только всё тот же песок, цемент, стальная проволока и золотые руки с фантазией. И лепите себе на здоровье жильё по своему вкусу и усмотрению. Или закажите мастеру. А дыхание стен заменяется грамотно устроенной вентиляцией, каналы и короба для которой делаются из тех же песка, цемента и арматуры.
Этот вид строительства тем и хорош, что построить можно именно то, что нужно заказчику, а не что может построить строительная промышленность, поскольку пределов формообразования у данного вида строительства просто не существует. Сегодня строятся даже корпуса яхт и кораблей. Да и создан он первоначально для возведения чучел доисторических животных, т.е. динозавров, в натуральную величину. А потом оказалось, что этот вид строительства ещё и чрезвычайно производителен. Четверо рабочих могут возвести жилой дом общей плошадью в 200 квадратных метров за пару месяцев. Но такой же дом может построить и один рукастый мужик для своей семьи. Конечно, уже не за пару месяцев, но и не просто стены с непонятной крышей. Оболочки с затеями! Например, в виде летающей тарелки. Но главное, расход материалов на сферические оболочки чуть ли не в два раза меньше, чем на прямоугольные помещения. При этом они в разы прочнее плоских стен и перекрытий. И обходятся в те же разы дешевле, и возводятся быстрее. И вид у них более чем современный. А главное, более человечный. Люди ведь не ходят по прямой и не поворачивают под прямым углом. Они передвигаются по плавным линиям. А строят прямоугольные и прямолинейные коробки потому, что обычная строительная промышленность к другому не приспособлена. Однако сегодня уже есть промышленный способ возведения точных оболочек жилого пространства без прямолинейных изъянов и угловатых излишеств. Ну, то, что зодчий прописал.